Get Adobe Flash player

Влияние фитбол-аэробики на развитие физических качеств детей дошкольного возраста

    Фитбол-аэробика - это один из наиболее «здоровых» видов спорта, в котором важную роль играют красота, гармония и совершенство. Несмотря на относительную простоту и доступность, фитбол-аэробика - достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта.

Своеобразие фитбол-аэробики определяется органичным соединением спорта и искусства, единством движений и музыки.

    Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

    Фитбол-аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.

    Занятие этим видом спорта способствует не только развитию основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости и др.), но и улучшают музыкальность, двигательную память.

    К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений и музыкальных композиций. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

    Ловкость на занятиях фитбол-аэробикой развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (перекаты, перевороты и другие аэробные упражнения, выполняемые индивидуально, вдвоем и т.д.), с использованием различных предметов, инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений.

    Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшеевремя. Развитию быстроты способствуют такие упражнения как: бег в максимальном темпе, прыжки на мяче, бег на месте в максимальном темпе и т.д.

    Глазомер - способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.Развивать глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать на определенное место мячом, при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

    Гибкость - способность достигать наибольшей величины размха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).

    Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение вовремя выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной площади опоры , также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (сидя на мяче, поднять ноги на несколько секунд).

    Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

    Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

    Выносливость - способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

    Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения: ходьбу, бег, прыжки и т.д.

    Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, и это также способствует развитию выносливости. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

    Важнейшей стороной работы инструктора по фитбол-аэробике является проведение диагностики физической подготовленности.

    Уровень физической подготовленности и развитие двигательных способностей детей определялся контрольными упражнениями (тестами), рекомендованными для определения двигательных способностей детей в ДОУ. ( По методике Н.Л.Петренкиной 2007).

    Гибкость определялась тестом «Наклон вперёд». Для определения развития ловкости использовался тест «Челночный бег». Быстроту исследуют тестом «Приседания», а скоростно - силовые способности - тестом «Прыжок в длину с места». Для определения силы мышц брюшного пресса применялся тест« Подъем туловища» за 30 сек. Координационные способности определяют тестом «Отбивание мяча от пола за 30 сек.»

    По итогам диагностики был проведён опрос детей, целью которого являлось определение заинтересованности детей дошкольного возраста к занятиям на фитболах. В результате было выявлено, что 90% детей идут на занятия с большим удовольствием и готовы заниматься в полную силу, лишь 10% опрошенных отметили, что хотят только сидеть и качаться на мячах. По результатам опроса самым любимым занятием для детей оказалась игровые упражнения ,35% ребят это отметили 30% дошкольников нравятся танцевальные упражнения на мячах; 23% ребят понравились строевые и акробатические упражнения ; лишь 10% детей заинтересовали упражнения профилактического характера и 12% опрошенных отметили упражнения силового характера ( быстро уставали).

   На основании полученных данных можно сказать, что в дошкольных учреждениях рекомендуется применять программу по фитбол - аэробике «Танцы на мячах» для гармоничного развития двигательных качеств ребёнка, оздоровления и укрепления его здоровья. Применение программы даёт положительный результат развития физических качеств детей и повышает их эмоциональное состояние.