Get Adobe Flash player

 

Реализация методики развития физических качеств у старших 
дошкольников

    Методика развития физических качеств дошкольников должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. Данная методика включает упражнения для развития физических качеств детей. Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста была разработана программа занятий по фитбол-аэробике «Танцы на мячах» для гармоничного развития двигательных качеств ребёнка, оздоровления и укрепления его здоровья. Применение программы даёт положительный результат развития физических качеств детей и повышает их эмоциональное состояние.

    Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Эффективность тренировок зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок» или «лошадка» и тд. Дети слушают сказку и выполняют движения. Начиная со средней группы в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на дисках, кассетах или хлопки в ладоши и пр.

    Начиная со старшей группы вводится изучение основных базовых шагов из которых в дальнейшем состоят комплексы фитбол- аэробики. Онивключают все пружинистые качания, прыжки на фитболе, скатывания с мяча и упражнения лежа на нем. Все эти упражнения улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние ребенка. В дальнейшем фитболы могут участвовать в веселых эстафетах и подвижных играх.

    Аэробикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-5 лет –15-20 минут, с детьми 6-7 лет – 25-30 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковре, дети занимаются в удобной одежде и нескользкой обуви.

    При всем этом необходимо учитывать тот факт, что у каждого ребенка должен быть мяч, подобранный в соответствии с требованиями к выполнению правильной посадки на мяче. При посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой должен быть прямой угол. (А.А. Потапчук, Г.Г.Лукина, 1999).

    Структура построения занятий остается традиционной и состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная.
Эффективность фитбол- аэробики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Индивидуальная помощь используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха.

    В младшем и среднем дошкольном возрасте используют сравнительный метод (фристайл) по показу. Очень эффективно использовать упражнения - имитации и сюжетные рассказы, зрительные, звуковые ориентиры.

    Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: « сорви яблоко», «зайка прыгает», «мишка несет бочку с медом», «Боксер», «Перекат», «Горка» и тд.

    В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом. Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Теремок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. С целью закрепления двигательных навыков, занятия следует проводить в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упраж­нений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для каждого ребенка.

   При выполнении упражнений следует четко придерживаться следующих методических рекомендаций:

при пружинных покачиваниях на фитболе необходимо следить за осанкой детей;

нельзя включать в занятия запрещенные элементы (круговые движения и наклоны головы назад; отрывание таза от фитбола во время выполнения пружинных покачиваний на нем);

нельзя совмещать подпрыгивание на фитболе со сгибанием, скручиванием или поворотами туловища;

при выполнении упражнений лёжа на мяче (на спине или животе) контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и дыхание не задерживалось;

следить за правильной техникой выполнения переходов из одного исходного положения

   Использование фитбол-аэробики повышает интерес к занятиям физическими упражнениями, расширяет кругозор детей в области физической культуры (аэробики), способствует формированию правильной осанки, профилактики заболеваний позвоночника. Улучшается эмоциональная и психологическая атмосфера занятия. Результаты показали, что фитбол-аэробика способствует формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Все проводимые занятия, оказывают тренирующее влияние на организм ребенка, способствуют развитию физических качеств.