Get Adobe Flash player

 

Утренняя гимнастика

Комплекс 1
( 1-2 неделя сентября)

1 Вводная часть. ( музыка Шаинского)

Ходьба обычная, на носках руки вверх, ходьба на пятках, руки за голову. Легкий бег.

2 Основная часть. ( под песню « Сюрприз»)

1 куплет 
1.« срываем апельсины»
И.п- О.С.
1-2 правую руку вверх, встать на носки « сорвали»
3-4 И.П.
5-6 левую руку вверх, встать на носочки «сорвали»
7-8 И.П.
2 « срезаем ветки»
И.П.- О.С.
1-8 вытянуть прямые руки вперед, выполнять движения руками перед собой как «ножницы»
3 «плывем на лодке»
И.П.- стойка, ноги на ширине плеч, руки согнуты в логтях
1-2 наклон вперед, прогнуться, руки вперед « гребем веслами»
3-4 наклон назад, руки вниз
4 « качаемся на волнах» 
И.П.- то же
1-2 наклон вправо, руки в стороны
3-4 тоже влево
Припев: прыжки с хлопками и поворотом в каждую сторону.
2 куплет
1 «перекаты»
И.П – широкая стойка, ноги врозь, руки в стороны
1-2 согнуть правую ногу, руки согнуть в логтях
3-4 И.П.
5-8 влево.
2 «приседание»
Выполнять приседания, руки вперед.
Проигрыш: прыжки, чередуя с ходьбой на месте.
Припев: повторить
3 Заключительная часть. Ходьба друг за другом

Утренняя гимнастика 
Комплекс 2

неделя сентября)

1.Вводная часть. ( музыка Шаинского)
Ходьба обычная, на носках руки вверх, ходьба на пятках, руки за голову. Легкий бег. Ходьба « уточкой», «гусеница», « паучки». Легкий бег с различными заданиями.
2. Основная часть. ( под песню «Чунга – Чанга» с обручами) 
1куплет 
1И.П.- О.С., хват обруча снизу.
1-2 поднять плечи вверх, обруч внизу.

и.п.

2.И.П.- О.С.
1-поднять обруч вверх 
2- надеть на себя.
3-поднять вверх
4- И.П.
Припев : подскоки на месте, руки согнуты, обруч перед собой.
2 куплет
1 И.П.-_О.С, хват обруча снизу.
1-4 шаг вправо и сделать круг обручем перед собой
5-8 влево.
2.И.П.-О.С., обруч впереди
1-2 шагнуть вперед и присесть
3-4 шаг назад, присесть.
5-8 тоже.

Припев: тот же.
3 куплет
1И.П. –О.С , обруч стоит на полу, держать правой рукой сверху.
1- 6 оббежать вокруг обруча вправо
7-8 положить обруч на пол.
2 И.П. – О.С., обруч на полу.
1-2 « забежать» в обруч
3-4 « выбежать» из обруча.
3. Заключительная часть.
Ходьба по кругу друг за другом.

Утренняя гимнастика
Комплекс 3
(1-2неделя октября)
1.Вводная часть. ( музыка В. Шаинского в современной обработке.)
Ходьба и бег с различным заданием для рук и ног.
2 Основная часть. ( песня «Красная Шапочка»)
1 куплет
И.П.- О.С.
1 1-8 круговые движения головой.
2 1-2 руки согнуть к плечам
3-4 руки вверх
5-6 руки к плечам
7-8 И.П.
Припев: И.П.- О.С., руки на поясе
1-2 поочередное выставление рук в стороны (« вот такой ширины»)
3-4 опустить руки вниз.
5-6 поочередное поднимание рук вверх («вот такой вышины»)
7-8 И.П.
1-4 согнуть руки в стороны и выполнять покачивание из стороны в стороны (« крокодилы, бегемоты….»)
5-8 согнуть руки к плечам и «махать крылышками» (« ах, и зеленый попугай»).
2 куплет
И.П- О.С , руки на поясе
1. 1-2 отвести правую ногу в сторону на носок
3-4 и.п.
5-8 левую влево.
1-2 выставить правую ногу вперед, руки вперед-вниз.
3-4 и.п.
5-8 левой влево.
Припев : повторить.
3 куплет
И.П.-О.С. «руки полочкой»
1-2 согнуть правую ногу, дотронуться до рук
3-4 и.п
5-8 другой ногой
1-8 приседание. 4 раза.
3. Заключительная часть. Ходьба по кругу друг за другом.
Утренняя гимнастика
Комплекс 4
(3-4 неделя октября)

1 Вводная часть (музыка Шаинского)
Ходьба и бег с разными заданиями. Перестроение в колонну по три. 
2 Основная часть (под песню « Кузнечик» )
1 куплет

И.П –О.С.

1-4 два пружинистых полуприседа с ударами рук о колени.
5-8 то же с хлопками перед собой.

И.П тоже

1-2 два пружинистых полуприседа со скрестным движением рук («ножницы») справа
3-4 в другую сторону 
5-8 «мооточки» справа и слева ( удар правым кулаком сверху по левому)
Припев: 1-2 прыжок, ноги врозь, руки «лягушка»
3-4 прыжком, ноги вместе, руки на пояс
5-8 подскоки на месте.
2 куплет

И.П – О.С.

1-4 наклон вправо, руки «лягушка»
3-4 влево

И.П – тоже

1-4 хлопок слева - вверх ( ловим комаров)
5-8 тоже справа.
Припев:

Заключительная часть: ходьба по кругу друг за другом.

«Технология проведения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением в ДОУ как одно из условий развития саморегуляции.» 
Современным требованием ФГОС является обеспечение личностного становления ребенка. Вследствие этого физическое воспитание должно быть скорректировано для достижения поставленной государственной задачи.
Главной задачей является становление личности и развитие у ребенка способности к саморегуляции собственной активности, его постепенное превращение в субъект деятельности и поведения.
Развивать у детей саморегуляцию необходимо для того, чтобы ребенок к поступлению в школу мог самостоятельно регулировать свою деятельность.
  Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышение работоспособности детей.
Поэтому, актуальной задачей нашей работы в физическом воспитании детей дошкольного возраста детей является поиск эффективных средств, для формирования способности действовать самостоятельно.
В ДОУ для этого должны быть созданы все условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:
- Организация физкультурно - игровой среды (зал оборудован тренажерами, атрибутами, магнитолами, проектором, ежедневно проводятся УГГ, физкультурные занятия, проводятся кружки, досуги, праздники)
- осуществляться совместная работа педагогов и родителей.
Я хотела бы подробнее рассказать об утренней гимнастике в нашем саду. О пользе УГГ сказано и написано немало. Зарядка, являясь важной частью режима двигательной активности ребенка, безусловно, приносит колоссальную пользу: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает заряд энергии и отличное настроение на весь день, улучшает самочувствие.
УГГ должна быть регулярной, умеренной, доступной, постепенной и разнообразной.( комплексы менять каждые 2 недели)
Цель утренней гимнастики – поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости,содействие всестороннему развитию личности дошкольника. 
Задачи: способствовать оптимизации роста и развития опорно– двигательного аппарата; развития органов дыхания, с-с и нервной системы; профилактике плоскостопия. Способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умение согласовывать движения с музыкой. 
• В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет:
4-5 лет - 6-8 минут;
5-6 лет - 8-10 минут;
6-7 лет -  10-12 минут.
Структура проведения зарядки остается прежней и состоит из вводной части (ходьба, бег, перестроение), основной и заключительной части.
• Ребенок должен выполнять все упражнения четко и энергично, сохраняя правильное положение туловища, особенно следить за своей осанкой.

Существуют различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы в лес ходили»,
– гимнастика, основана на подвижных играх (из 3-4 игры) ;
 -с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей) ;
– с использованием простейших тренажеров: детский эспандер, гимнастический ролик, гантели.
К нетрадиционным формам относят и игровой стретчинг.
- Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
- Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. 
- Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной cтеп-плaтформе. 
- Гимнастика с элементами дыхательной, пальчиковой гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.
– с использованием элементов танцевально-ритмической гимнастики;
- с использованием элементов логоритмики.
Это специальная система двигательных упражнений сочетающихся с речевым материалом под музыку. Для детей младшей группы (видео 1) я использую систему Железновой. Все ее комплексы несут в себе элементы логоритмики.
Прежде всего, нужно начинать с самой простой: учимся хлопать, топать, управлять руками и ногами. Если дети справляются хорошо, можно перейти к более сложным, где увеличивается амплитуда движений и произношения слов в песни.
С помощью логоритмики тренируется внимание, координация и речь.

Чаще всего в детских садах, музыкальным инструментом, при проведении гимнастики является бубен. Он, безусловно, помогает ощущать ритм, но абсолютно не несет музыкальной привлекательности, которая очень важна для детей дошкольного возраста.

Упражнения под музыку повышают настроение, способствуют развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений. Как правило, дети с большим удовольствием выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение. Дети с удовольствием идут на зарядку и уходят с хорошим настроением.

Под веселую ритмичную музыку хорошо проводить танцевально-ритмическую гимнастику. Она доступна всем детям. Потому, что основана на простых обще - развивающих упражнениях. Последовательность упражнений в комплексе остается традиционным (сверху – вниз, прыжки, упражнение на дыхание) 
Все упражнения, включённые в комплекс, должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии. Я применяю два метода: целостный и расчлененный. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.

На утренней гимнастике, решаются задачи как физического так и музыкального воспитания детей. Некоторые комплексы неплохо вписываются как полноценный номер на праздниках и развлечениях.(видео
« Бескозырка» и фото). А логопеды использует фрагменты гимнастики на физкультминутах.

Важное значение, при составлении комплексов, имеет подбор музыки. Произведения должны быть простым и повторяемым. Как правило, это детские песни из мультфильмов. (Чаще для младших детей). Движения каждого комплекса у детей средней группы подченены созданию образа того или иного персонажа или сюжета ( Чебурашка, Антошка, Колобок ,Фиксики,( видео фиксики) можно отправиться в путешествие на оленях(видео « Тундра»), машине, самолете и тд) 
Я стараюсь, что бы комплексы соответствовали тематическому планированию в саду ( например неделя космонавтики, комплекс- космос). Если по теме трудно подобрать музыку, то провожу традиционную ритмическую гимнастику.( видео УГГ) 
Движения должны соответствовать характеру музыкального произведения ( под русскую народную – народные движении, под современную – элементы рэпа, рок –н –ролла и тд.) Часто использую предметы как мячи, обручи, фитболы (видео Самолет), гантели, флажки, султанчики, скамейки, а иногда и стульчики.(видео стульчики)
Одним из основных условий выполнения ритмической гимнастики является одновременное выполнение комплексов с инструктором (первую неделю), и ребенка (вторую неделю). Дети концентрируются не на запоминании комплекса, а на эмоциональности выразительности и качестве исполнения.
Мы считаем, что такая музыкальная утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, развивает самостоятельность, саморегуляцию и прививает любовь к активной двигательной деятельности, способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, а значит, закладывает базис здорового образа жизни будущего человека.